Преподаватель - Мурзов Николай Васильевич
Наш профессиональный праздник, конечно «День радио» — 7 мая, навивает воспоминания об институтской жизни. Особенно то, что сформировало в тебе отношение к жизни. Любое учебное заведение определяется уровнем преподавателей. Во-первых, кто? Для меня, без сомнения, это Николай Васильевич. Мне посчастливилось у него не только учиться, но и поработать с ним на кафедре Высшей математики.
На экзамене мне попалась доказательство теоремы, которую я не знал. Он отсадил меня «подумать» и я сумел доказать ее каким-то другим способом. «Не учил?», я согласился. «А не хотел бы ты поработать на кафедре лаборантом? Мы сейчас занимаемся генератором случайных чисел, это в теории вероятности методы «Монте-Карло»». Мне было интересно.
Я неплохо рисовал, занимался в изостудии института и Мурзов после лекции попросил помочь с оформлением стендов кафедры. Эти стенды еще долгое время украшали переходы на втором этаже. Так я познакомился с историей кафедры. Николай Васильевич окончил Ленинградский университет и хотел как большинство мальчишек быть космонавтом, поэтому поступил на физ-мат. В Рязань попал по распределению, Родина сказала надо учить следующие поколения.
На кафедре математики, в то время, были популярны быстрые шахматы, даже устраивались чемпионаты. Особым развлечением считалось развивать память, играя вслепую. Николай Васильевич выигрывал у меня находясь в другой комнате.
Как то, приехав к родителям в Рязань на праздники я застал у них семью Мурзовых. За столом зашел разговор о развитии памяти. Надо заметить, что у Николая Васильевича было два увлечения – математика и стихи. Вся его домашняя библиотека состояла из книг по математике и стихов. Из поэтов он особенно любил Высоцкого. После праздничных тостов я предложил проверить на практике память математика и открыл первый попавшийся том Пушкина, например «Сказку о царе Салтане». Каково было мое удивление, когда эта сказка была рассказана без единой ошибки. Мы следили по тексту. Удивительный был человек.
Помню, как на его лекции в поточной аудитории, он читал радистам, собирались студенты и с других факультетов. Не хватало мест и сидели на ступеньках. И это лекции по высшей математике! Его лекции были очень системны и понятны, будто он рассказывал увлекательные истории, а не высшую математику. Надо отметить, что вылетали на первых курсах именно из-за математики и ТОЭ.
Вспоминая своих преподавателей, можно сказать, что они вместе со средой ВУЗа формировали в нас настоящую гражданскую позицию. Мне повезло окончить Рязанский радиотехнический институт.
Владимир Моторжин
Фотографии: Февраль 1983 г.; Декабрь 1995 г. Султанов С.Р., Мурзов Н.В., Дубовиков А.В., Чемизов А.Н.