На досуге

На досуге

Все, что требуется — голубенкий «профсоюзник», хорошее настроение, любовь к творчеству и, вуаля, – культурная программа обеспечена! «Клуб выпускников» открывает рубрику «Взгляд снизу». Посмотрим на сцену ТЮЗа глазами студента-инженера на премьере спектакля «Русская народная почта или комната смеха для одинокого пенсионера».

Чем может скрасить пенсионер свою одинокую старость?

У одних – красивые глубокие ямочки от улыбки, украшающие лицо. У других — вечно настороженный колючий взгляд и навязчивая манера говорить собеседнику то, что они думают об окружающих. Это у них никудышное зрение, утренний прием лекарств «от давления» и любимый сериал по будням в 19.00. Это они — самые мудрые жители планеты – наши добрые старики.

28 февраля Рязанский театр на Соборной собрал зрителей в большинстве своем пенсионного возраста на премьеру спектакля «Русская народная почта» (Комната смеха для одинокого пенсионера). Пьеса известного современного драматурга Олега Богаева удостоена престижной литературной премии «Антибукер» и стала своеобразным драматургическим символом нашего времени. Спектакли по этой пьесе с успехом идут в Москве, Санкт-Петербурге, других театрах России и за границей – Париже, Вашингтоне, Лондоне.

«Русская народная почта» — пьеса об одиноком пенсионере Иване Жукове, который не то, тронувшись рассудком, не то, одичав от тоски, в силу собственной фантазии старается скрасить свою одинокую старость весьма оригинальным способом…

Иван Сидорович у себя дома – «старый пень» среди давно уже мертвых вещей. Остановившиеся часы, неработающий телевизор, рассохшийся от времени трельяж. Жена, которая скончалась два года назад, работала почтальоном, потому в доме сохранились целые стопы конвертов. Иван Сидорович находит забаву — пишет письма самому себе. Воображаемые адресаты – фронтовые друзья, Чапаев, руководитель телевидения, президента страны, марсиане и даже его собственные домашние клопы! Фантазия героя не подводит, и своим очередным посланием Иван Сидорович вступает в любовную переписку с самой королевой Англии — «Елизаветой-Два».

«Русская народная почта» действует безотказно, переписка растет и множится, и все было бы очень весело, если бы однажды все адресаты Ивана Сидоровича внезапно не материализовались в его убогой хрущевке. Заявились все – даже марсиане и клопы! Впрочем, клопы жили там всегда, но, согласитесь, наблюдать, как упомянутое насекомое требуют включить себя в завещание, довольно непривычно.

Воображаемые партнеры по переписке на протяжении всей пьесы появлялись на сцене, что делало постановку комедийной. Точно обитатели вороньей слободки, Владимир Ильич и Елизавета-Два претендуют на жилплощадь Жукова. Роли персонажей символичны. В схватке вождя социализма и королевы капиталистической Англии зритель находит противостояние политических систем, пускай в довольно шуточной форме.

В конце концов, Владимиру Ильичу с Василием Ивановичем Чапаевым достаются во владение награды Ивана Сидоровича и протекающий туалет, «хорошей актрисе, Любови Орловой» – кухня, королеве английской – комната, ну а клопам – аккордеон.

По Богаеву, последнее письмо герой получает от Смерти. Она отказывается от прав на Жукова и дарует ему бессмертие.

Главному герою сценарист определил хромоту, нищету, поставил его на костыль и в этом положении заставил постоянно блуждать по небольшой комнате, заставленной убогими предметами быта. Старость Жукова отвратительна, но зритель смотреть на нее, не отводя глаз.

Владимир Коняхин, являясь одновременно режиссером-постановщиком спектакля, сыграл Ивана Сидоровича оригинально и умно. И, хотя зритель пришел на бенефисную комедию, проникновенность монологов Жукова в некоторых эпизодах пьесы, делали ее настоящей драмой, что подтверждает сильнейшую актерскую игру Владимира Коняхина.

Оригинальным включением режиссера в пьесу предстала миниатюра с Робинзоном Крузо, бегущим за паровозиком и негромко повторяющим «Help me, help me». Пока Иван Сидорович размышляет над дарованием Смертью вечной жизни, Крузо догоняет паровоз. Может, именно в этой немой сцене зритель находит объяснение платоновской фразе, произнесенной Жуковым в начале пьесы: «Жизнь есть постоянное движение от рождения к смерти»…

Чего зрителю, собственно говоря, хочется: смотреть на убогую жизнь одинокого старика и желать ему отправиться «восвояси» или поздравить старика с 75-летием? Каким бы желание зрителя не было, итог один: «Жить не скучно, а умирать не страшно»! Иван Сидорович, живите вечно!

Маргарита Серегина


1136
Нет комментариев. Ваш будет первым!