Магистрант — что это за «зверь»?
Переход России на уровневую систему образования вызывает ряд вопросов как у преподавателей и учащихся вузов, так и у работодателей. В 2015 году состоялся последний выпуск инженеров. Вместо привычного всем специалиста вузы выпускают теперь бакалавров и магистров. К сожалению, не все работодатели понимают разницу между ними. Многие считают, что магистр нацелен только на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Подробнее о магистерской подготовке мы поговорили с Директором Института магистратуры и аспирантуры РГРТУ Алексеем Вячеславовичем Корячко.
–Недавно управление магистратуры и аспирантуры было преобразовано в институт. С чем это связано? Какие новые полномочия появились у данной структуры? Как это повлияет на образовательную и научную деятельность учащихся?
–Раньше магистранты были разделены по факультетам, а управление магистратуры и аспирантуры занималось планированием и организацией их учебного процесса, что неудобно и неэффективно. В рамках плана по совершенствованию подготовки магистров и аспирантов в декабре прошлого года и был создан Институт. Институт вобрал в себя административные функции Управления (планирование и организация учебного процесса, в том числе, выпуск приказов, например, об отчислении) и учебно-методические функции Факультета (чем он по сути и является). За прошедший учебный год было разработано, согласовано и утверждено 30 рабочих учебных плана по 34 образовательным программам магистратуры, в том числе 12 планов по очно-заочной и заочным формам обучения, разработаны календарные учебные графики по всем реализуемым программам. Введено в практику централизованное составление расписание учебных занятий с магистрантами по всем формам обучения. Каждому магистранту на весь период обучения утвержден согласованный с заведующим кафедрой индивидуальный план работы (план разрабатывается в первые два месяца обучения), где определены тема и план научно-исследовательской работы (для которой теперь предусмотрен особый день недели в расписании), места прохождения всех видов практик и НИР, обязательные (дважды в год) научные конференции и публикации.
– Какие новые направления подготовки в магистратуре планируется открыть в ближайший год — два?
– В ближайших планах – открытие набора магистров по направлению «Химическая технология». А через пару лет – Механотроника и робототехника. Лицензии уже получены. С 1 сентября 2015 года набраны студенты по 4 новым направлениям магистратуры: Радиотехника (Беспроводные технологии в радиотехнических системах и устройствах, Радиоэлектронные системы передачи и обработки информации), Инфокоммуникационные технологии и системы связи (Средства связи с подвижными объектами), Конструирование и технология электронных средств (Конструирование и технология радиоэлектронных средств).
– Есть студенты, которые сомневаются, стоит ли после получения степени бакалавра идти в магистратуру. Какие преимущества даёт выпускнику эта ступень обучения?
– Главная отличительная черта бакалавриата — это его фундаментальная общенаучная и общепрофессиональная подготовка. Здесь готовят специалистов широкого профиля, а более узкая профессиональная специализация приобретается в магистратуре. Поскольку магистерская подготовка осуществляется на базе бакалаврской, магистр подготовлен ко всем видам и обобщенным задачам профессиональной деятельности, к которым готов бакалавр. Ступень магистерской подготовки необходима для осуществления выпускником проектной, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической и инновационной деятельности.
Магистратура — это вполне самостоятельная ступень в системе высшего образования, которая позволяет подготовить высококвалифицированные кадры для конкретных областей науки и практики и более эффективно удовлетворять потребности работодателей в сочетании с индивидуальными потребностями личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений
Магистратура позволяет подготовить высококвалифицированные кадры для конкретных областей науки и практики и более эффективно удовлетворять потребности работодателей в сочетании с индивидуальными потребностями личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений.
– 18 февраля вы принимали участие во встрече с работодателями по целевой подготовке кадров. Каковы результаты этой встречи для Института? По каким направлениям сейчас ведется целевая подготовка в магистратуре?
–Ежегодно проводится семинар с работодателями как нашего региона, так и Москвы и Подмосковья. Целевой набор ведётся по восьми направлениям подготовки и становится всё популярнее. Если на 2-ом курсе обучается всего шесть «целевиков», то на 1-ом – уже 57. Только за прошедший год было заключено около ста договоров с предприятиями по прохождению практик и НИР. Выпускники магистратуры без проблем находят себе работу: все магистранты второго курса обучения уже работают, причём, что очень важно – по специальности.
– Отметьте, пожалуйста, самые яркие успехи магистров за прошедшие год — два. (Имя, фамилия, группа магистранта, точная формулировка достижения).
– Магистрантам были присуждены две стипендии Президента РФ, одна стипендия Правительства РФ, одна стипендия Губернатора Рязанской области, 10 магистрантов награждены Почётным знаком «Лучший студент РГРТУ 2015 года».
– Какие меры поддержки предусмотрены для магистрантов?
–Руководство вуза уделяет особое внимание этой ступени подготовки. Ректор ставит задачи по усовершенствованию подготовки магистров, разработан План, которому мы чётко следуем. Существует учебно-методическая секция по проблемам магистратуры в рамках методического совета университета. Практически на каждом Учёном совете вуза обсуждается подготовка магистров. Магистрантам выплачивается стипендия, 28 магистрантов получают надбавку по Постановлению Правительства РФ №945. Общежитие предоставляется всем обучающимся, в том числе заочникам и платникам. Более того, студентам дано право остаться в «своём» общежитии: учился он в бакалавриате на РТФ и жил в общежитии №1 – там он и остаётся. Магистранты – члены студсоветов общежитий, члены студенческого отряда охраны правопорядка. Ведётся воспитательная работа: создано Профбюро студентов магистратуры и аспирантуры. С 29 февраля пройдёт неделя Института магистратуры и аспирантуры. Трое наших студентов стали «Лучшими студентами РГРТУ 2015 года» за общественную деятельность, около десятка – активные участники Звёздного движения. В планах – создание собственного Звёздного отряда.